30 марта 1896 г. мир услышал о психоанализе

30 марта 1896 г. мир услышал о психоанализе

В вышедшем в Париже четвертом томе журнала «Revue Neurologique» была опубликована статья малоизвестного на тот момент врача Зигмунда Фрейда "Наследственность и этиология неврозов"

«Почти невозможно пронести факел истины через толпу,
не опалив кому-то бороду

Зигмунд Фрейд

30 марта 1896 года мир впервые услышал о психоанализе. В вышедшем
в Париже четвертом томе журнала «Revue Neurologique» была
опубликована статья малоизвестного на тот момент врача
Зигмунда Фрейда “Наследственность и этиология
неврозов». В своей статье автор дал критический разбор
аргументов школы Ж. -М.Шарко относительно происхождения неврозов.
Фрейд писал, что наследственность может усиливать проявления
нервного расстройства, но не влияет на его направленность. 

За год до выхода статьи Фрейд опубликовал книгу «Исследования
истерии», в которой уже тогда были намечены многие контуры
будущей теории. Однако именно в статье «Наследственность и
этиология неврозов» были сформулированы основные положения
фрейдовской теории соблазнения, ставшей важной частью
психоанализа. В частности, представление о важнейшем влиянии
детских травм на половую жизнь взрослых. В данной статье
впервые в печатном виде было представлено само понятие
«психоанализ».

ДРУГАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Фрейд показал людям неведомый мир, о существовании которого они
могли лишь смутно догадываться — мир бессознательного. Он
был первым, кто всерьез и по-научному решил изучить то, от чего
обычно все открещивались как от малозначимого: сновидения,
оговорки, описки, забывание намерений и др. Методы Фрейда
строились на многолетней научной работе, а результаты
подкреплялись годами медицинской практики. Фрейд не просто
рассуждал о бессознательном на бумаге, но и успешно лечил
пациентов с помощью психоанализа на протяжении многих лет: от
истерии, неврозов, навязчивых состояний и других недугов из
области психиатрии.

«Мы не собирались отрицать благородные стремления
человеческой природы и ничего никогда не делали, чтобы умалить их
значимость»
, — говорил Фрейд в одной из своих
лекций. Тем не менее, критика идей венского психиатра не
заставила себя ждать. Именно в дерзкой демонстрации плотских
человеческих порывов многие упрекали автора. Сексуальный подтекст
психоанализ находил даже в таких, казалось бы отдаленных
явлениях, как возникновение языка и овладение человеком орудиями
труда. Что уж говорить о простых житейских проблемах, которые и
так в большинстве своем были завязаны на чувствах и
неудовлетворенных желаниях.

«Филолог Г.Шпербер (Упсала), работающий независимо от
психоанализа, выдвинул (1912) утверждение, что сексуальные
потребности принимали самое непосредственное участие в
возникновении и дальнейшем развитии языка. Начальные звуки речи
служили сообщению и подзывали сексуального партнера; дальнейшее
развитие корней слов сопровождало трудовые операции
первобытного человека...При этом сексуальный интерес
переносился на работу». Зигмунд Фрейд, из лекций по
психоанализу, прочитанных в 1915—1917-м и 1930-м годах.

30 марта 1896 г. мир услышал о психоанализе

«Самый чувствительный удар по человеческой мании величия нанёс именно психоанализ, который показал нашему Я, что оно не является хозяином в собственном доме, а вынуждено довольствоваться лишь жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни бессознательно». Зигмунд Фрейд.

В своей научной деятельности Фрейд оперировал
такими понятиями как сублимация, вытеснение, Эдипов
комплекс, бессознательное и т.д. С кратким словарем этих и других
психологических терминов можно ознакомиться здесь. Многие
критиковали психоанализ за то, что он указывает на болезнь,
но не говорит, как ее лечить. Фрейд же писал о том, что уже одно
само осознание человеком его истинных мотивов является
излечением. Теория о половом инстинкте как о главной движущей
силе личности и общества в целом внесла неоценимый вклад в
развитие психологии, буквально перевернув все её прежние
основания; она и по сей день вызывает то яростную критику, то
безоговорочное принятие.

ПОСЛЕ ФРЕЙДА

Можно ли считать идеи Фрейда устаревшими? На этот вопрос
существуют самые разные ответы и мнения порой оказываются
абсолютно противоположными. Теория Фрейда претерпевала изменения
и развивалась, благодаря целому ряду учёных и усилиями самого её
автора. И возможно сейчас настал очередной
удачный момент переосмысления этой теории.

«Мы открываем для себя нового Фрейда — не того пресловутого
Фрейда-викторианца, захваченного репрессивным восприятием
сексуальности, а Фрейда, чье время, может быть, настает только
сейчас, в нашем «обществе спектакля», когда то, что мы
воспринимаем как обыденную реальность, все в большей степени —
воплощение лжи»
, — считает словенский
культуролог, философ и психоаналитик Славой
Жижек
.

В своем интервью для COLTA.RU Жижек, в
беседе с Оксаной Тимофеевой, сказал о том, что цепь унижения
нарциссического образа человека будет продолжаться и дальше.
Первым это сделал Коперник, предположив, что Земля вращается
вокруг Солнца, затем Дарвин с его теорией эволюции, а
после —  психоанализ. Жижек говорит о том, что в
свете последних научных исследований человеческий  ум
представляется лишь как вычислительная машина для обработки
данных, а ощущение свободы индивида — не что иное
как «иллюзия оператора» этой машины. Поэтому
в контексте современной нейрологической науки психоанализ
предстает перед нами как элемент традиционного
гуманистического поля, впереди у которого всё новые унижения,
считает философ.

ТРИ КИТА ПСИХОАНАЛИЗА

Традиционно психоанализ представлен тремя фундаментальными
школами: Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и Жака Лакана. Юнг
как представитель глубинной психологии был сконцентрирован на
изучении коллективного бессознательного и символов, а
Лакан — на языке и его связи с бессознательным. Как и Фрейд,
Юнг и Лакан успешно вели практику и помогали своим пациентам
избавиться от самых разных психологических и физических
недугов. 

«...условие здоровья состоит не в том, чтобы, как обычно
считают, приспособиться к какой-то более или менее определённой
и упорядоченной реальности, а в том, чтобы добиться признания
реальности своей собственной, реальности собственного желания».
Ж. Лакан. «Символическое, Воображаемое и
Реальное»

Зигмунд Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, куда ему
пришлось бежать из Третьего рейха. После смерти ученого споры о
его теории не прекратились, а, напротив, разгорелись с новой
силой. Даже в наши дни учение Фрейда вызывает очень много
вопросов, но психоанализ, как мы видим, по-прежнему жив и сдавать
свои позиции не собирается.

30 марта 1896 г. мир услышал о психоанализе

Кабинет Фрейда. Музей Фрейда в Лондоне. Dukas Presseagentur GmbH / Alamy / Vida Press

Материал подготовлен на основе информации из открытых
источников.

Фотографии: https://m.cdm.me, Profimedia

Источник: scientificrussia.ru