Двигатель на гранулированном топливе может стать частью космического аппарата для очистки орбиты от мусора. Установку также можно использовать в «беспилотниках», которые помогут сориентироваться в режиме чрезвычайной ситуации
Студент Пермского Политеха спроектировал новую схему ракетного
двигателя на гранулированном твердом топливе. Он может стать
частью космического аппарата для очистки орбиты от мусора.
Установку также можно использовать в «беспилотниках», которые
помогут сориентироваться в режиме чрезвычайной ситуации.
– Одна из особенностей нашего ракетного двигателя – его
топливо. Оно представляет собой гранулы, в которых есть и
окислитель, и горючее. Поэтому в конструкции не нужны два
топливных бака, как в жидкостном двигателе. Компоненты уже
смешаны в каждой грануле. «Частицы» топлива ожижаются инертным
газом и подаются в камеру сгорания, расход топлива можно
регулировать, – рассказывает разработчик проекта, студент
аэрокосмического факультета ПНИПУ Андрей Елькин.
Чтобы создать готовый ракетный двигатель, он должен провести
огневые испытания на стенде, проработать конструкцию установки с
учетом новых данных и разработать образец устройства.
По мнению студента, разработку можно использовать в качестве
двигательной установки для беспилотных летательных аппаратов. В
экстремальных ситуациях, в случае природных или техногенных
катастроф, гражданские «беспилотники» смогут безопасно
передвигаться на малых высотах. Это позволит детально увидеть
зону бедствия в сильно задымленных областях, поможет найти
пострадавших и быстро ликвидировать чрезвычайную ситуацию.
Пермскую разработку можно применить и в летательных аппаратах для
очистки околоземного пространства от космического мусора, считает
студент. Количество мусора постоянно растет, и это может
спровоцировать его столкновение с активными спутниками и
орбитальными станциями. «Встречи» обломков размером более 10 см
уже катастрофичны и могут вызвать каскадный процесс столкновений.
Еще более мелкие частицы мусора опасны из-за высокой скорости
движения по орбите.
– Ближайший аналог нашего двигателя – установка на
металлическом порошкообразном горючем, в которой для сгорания
горючего и создания тяги необходимо использовать окислитель –
атмосферный воздух. Наша конструкция «собрала» в себе
преимущества всех типов ракетных двигателей: жидкостного,
газотурбинного и двигателя на твердом топливе, – поясняет
студент.
По сравнению с жидкостным ракетным двигателем, у установки на
гранулированном топливе более простая конструкция. Можно
регулировать расход топлива и тягу в широком диапазоне, включать
и выключать установку.
Сейчас проект студента находится на стадии
проектно-конструкторских работ. Он уже спроектировал стенд
огневых испытаний, с помощью которого изучит внутрикамерные
процессы ракетного двигателя.
Пресс-служба ПНИПУ
Источник: scientificrussia.ru